Информация для родителей

Консультация учителя-логопеда 
Татьяны Александровны


Памятка для родителей

• Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.
• Время занятий (15 - 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
• Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
• При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
• Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
• Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. 
Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.


Правила для родителей
 Верьте в силы ребенка!
 Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
Обучайте в игре!
Умейте выслушать ребенка.
Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков. Выучите с детьми стихи – запоминалки, они помогают детям запоминать буквы.
Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ, не ЭМ.
При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за положением на столе тетради и карандаша в руке. 
Похвалите ребенка за хорошо выполненное задание, за правильно сказанные звуки, слова.
Тетрадь для логопедических занятий содержите в чистоте и порядке.
Пишите задание на левой стороне тетради, на правой  ребенок выполняет задание.

В понедельник обязательно приносите тетрадь с выполненным заданием!
Развиваем мелкую моторику
Уже давно доказано, что ребёнок, мелкие мышцы рук которого недостаточно развиты, испытывает огромные трудности при овладении речью, причём не только звукопроизношением, но и лексико-грамматической, фонетической, смысловой стороной речи.  А в последствии и при обучении в школе.
          Конечно, существуют специальные упражнения для развития  мелкой моторики, но и обычные повседневные дела тоже помогут  вашему ребёнку. 
  Хорошо, если он научится завязывать шнурки на ботинках,  застёгивать и расстёгивать пуговицы. Всё это делает пальчики  более ловкими.
Ребёнку наверняка понравится игра «тень на стене». Но сначала сами попробуйте сложить пальцы так, чтобы на стене появилась фигура, а потом предложите сделать это своему малышу.                  
В качестве самых простых развивающих игр можно использовать цветные палочки. Из них детям можно предложить  выкладывать разнообразные фигурки и композиции. Постепенно условия игры следует усложнять. Допустим, сначала попросить ребёнка сложить фигурку, используя пальцы обеих рук, потом – пальцы только левой руки, затем – только правой, лишь указательный и средний пальцы одной руки и так далее.            
Можно предложить своему ребёнку перелить воду из одного стакана в другой с помощью чайной ложки.            

Можно посоревноваться, кто быстрее перенесёт стакан воды на расстояние 10 – 20 метров. 


 Во сколько лет обращаться к логопеду
Если ребенок не произносит  к 3 годам большинство
звуков (более 10 - 15).
Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки:
[С], [С’], [З], [З’], [Л], [Л’].
Если ребенок к 5 годам не произносит звуки:
[Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р’].
Если у Вашего ребенка ДЦП
(детский церебральный паралич) – в любом возрасте.
Если Ваш ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу.
Если у Вашего ребенка расщелина губы - неба –
в любом возрасте.
Если у Вас нарушение звукопроизношения,
Вы хотите его исправить, то это возможно в любом возрасте.
Если у Ваших родственников случился инсульт
или произошла черепно-мозговая травма,
то необходимо как можно быстрее обратиться к логопеду, так как
только в первые полгода можно добиться максимальных улучшений.

  Говорите с ребенком правильно

Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает речь от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, чётко произносили все звуки и слова спокойным приветливым тоном. Обязательно учитывать, что некоторые слова малыш слышит впервые, и как он их воспринимает, так и будет произносить.
      Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он будет невнимательно относиться к своим высказываниям, не заботиться о том, как его речь воспринимается другими. Если дома говорят громко, торопливо, раздражённым тоном, то и речь ребёнка будет такой же. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, товарищей. Нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова: например, «Где бибика?».  Это ничего, кроме вреда не даст – будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать овладение словарем. Нельзя часто употреблять слова с уменьшительными суффиксами, недоступных слов для понимания, сложных слов в слоговом отношении.
       Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его. Нельзя требовать правильного произношения звуков, когда процесс формирование звука еще не  закончен.
       Нельзя ругать малыша за плохую речь, а лучше дать правильный образец для произношения.

    10 советов от логопеда

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, 
нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
   Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
• Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1 - 2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
• Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
• Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
• Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
• Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
• Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
• Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
• Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
• Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит». 

 Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием. Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу  - для усвоения школьной программы.
  • Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
  • Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
  • Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания. 
  • Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания. 
  • В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
  • Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
  • Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.






1 комментарий:

  1. Замечательные рекомендации для родителей! Благодарность педагогу за правильную и познавательную подборку материала)) Чувствуется профессионализм и трепетное отношение к своей профессии! Огромное спасибо!!

    ОтветитьУдалить