Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников
Необходимо следить за речевым
дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного
возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:
1.Дуть на лёгкие шарики,
карандаши, катать их по столу, пускать в тазу с водой уточек, лодки, кораблики,
играть на духовых-музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках).
2.Дуть на привязанные к натянутой
ниточке снежинки, на лёгких разноцветных птичек. Сдувать с руки пушинки. Дуть на
мыльные пузыри.
3.Дуть вверх, не давая упасть
вниз пушинке, мыльному пузырю.
Игра «Эхо» - Дети становятся в
два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей тихо произносит звук (а), другая
громко. Можно употреблять сочетания ау, уа, иа, ио.
«Вьюга» - Дети, сидящие в ряд, изображают
вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя: «Вьюга начинается»
тихо произносят: у- у - у; по сигналу «Сильная вьюга» громко произносят: у – у
– у; по сигналу «Вьюга затихает» произносят тише, по сигналу «Вьюга затихла» -
замолкают.
«Гудок» - Дети становятся в ряд
лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями,
но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз.
Одновременно с опусканием рук дети произносят звук (у) сначала громко, а затем
постепенно всё тише и тише.
«Кто
кого» -
Воспитатель вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу
педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, а затем
громко гласные звуки. Кто дольше другого тянет звук, тот выигрывает.
«Усатый
кот» -
Кто либо из детей – кот. Он притаившись, подходит произносит вполголоса: «Я усатый
жадный кот, слышу ваш мышиный ход».Остальные дети - мышки – тихо проходят мимо
него и шепчут: «Тише мыши, кот всё ближе». Кто скажет громко, того кот хватает.
«Буря в
стакане воды» -
Наполняем стакан водой, опускаем коктейльную трубочку, дуем с силой так, чтобы
образовались пузыри.
«Фокус» - Улыбнуться, приоткрыть
рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика
носа. Воздух должен идти посередине языка, а ватка лететь прямо вверх. Нижней
челюстью не помогать. Для игры-соревнования вызываются два ребёнка. Выигрывает
тот, кто верно выполнит все условия игры и у кого ватка взлетит выше.
Очень понравился ваш материал. Буду его использовать в своей работе. Благодарю.
ОтветитьУдалитьКто бы дал такой материал почитать лет 35 назад!! Спасибо за Вашу работу.
ОтветитьУдалить