Игровые приемы для развития навыков  словоизменения и словообразования у дошкольников
Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, формировании социальных связей.
Для усвоения грамматических правил в дошкольном возрасте необходимо формирование базы, под которой подразумеваются:

Описание: *    Достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас (при правильном понимании смыслового значения слова);
Описание: *    Устойчивое владение грамматическими нормами языка в устной речи.
Для наиболее быстрого обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов ребенка необходимо обучить навыкам словообразования и словоизменения - сторон грамматического строя речи.
Словообразование – образование от однокоренных слов новых, приобретающих новый смысл (кастрюля – кастрюлька).
Словоизменение – изменение слов по различным грамматическим категориям: родам, числам, падежам, временам, без изменения основного значения слова (стол, столы, столом)
Формирование навыков словоизменения                          
Дидактическая игра «Помоги Незнайке раскрасить картинки»
В наборе для игры кукла Незнайка, карточки с изображениями бесцветных овощей и фруктов, разноцветные кружочки, кисточки. Дети выбирают предметы для окрашивания в заданный цвет. В процессе «раскрашивания» составляют словосочетания: зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко. Варианты игры разнообразны. Овощи и фрукты дети «раскрашивают» понарошку.
Подвижная игра «В зеленом лесу»
В зеленом, зеленом лесу (дети маршируют)
Зеленый листок, как флажок, я несу. (вытягивают правую руку вперед)
Зеленая шишка под елкой лежит. (наклоняются вперед, «берут шишки»)
Зеленая музыка где-то звучит. (прикладывают сначала к правому уху правую ладошку, затем к левому левую)
Зеленый кузнечик в зеленой траве (прыгают на обеих ногах)
Играет зеленую песенку мне. (имитируют игру на скрипке)
                                                                                        А.Стройло
Формирование навыков словообразования
Дидактическая игра «Семья» с предметами – заменителями
Детям предлагается набор цветных кругов большого, среднего и маленького размера.
Выбрав круги определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, они раскладывают на столе фигуры в порядке убывания, называя семью животных.
Подвижная игра
Вечер зимний в небе синем (дети встают со стульев)
Звезды синие зажег. (встают на носки, потягиваются)
Ветви сыплют синий иней
На подсиненный снежок. (потряхивают руками, тихонько приседают)
                                                                                                    А.Фетисов
Использование перечисленных игр способствует не только совершенствованию грамматического строя речи дошкольников, но и содействует их сенсорному развитию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий