Закрепление у детей речевых навыков
Индивидуальные занятия по заданию логопеда
проводятся воспитателем во время
второй половине
дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника.
Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с
теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних
заданий. Такая тетрадь заполняется 3 раза в неделю.
Занятия с детьми лучше проводить в
специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое
зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка воспитателя одновременно.
Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления
звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан
помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно
происходить с обязательным выделения
закреплённого
звука голосом – произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни
одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть
продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой
материал воспитатель должен проговаривать громко,чётко, медленно и добиваться
того же от малыша.
Воспитатель должен внимательно следить за
речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении
всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись
воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка,
высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности,
вплоть до полного молчания в группе, замкнутость, отрицательное отношение
малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне
занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и
бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из
них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из
ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев».
Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка
и предлагает ему
послушать
правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех
кукол», «без туфлёв» или «без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше
сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу. Если же ошибка
встречается в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь
правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи
правильно».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях.
Здесь, во-первых, ограничено время и долгие пространные выяснения того, как
лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во вторых, внимание детей
приковано к речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и
не нужно. И, в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного
неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной
мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе
занятий должны фиксироваться воспитателем
моментально
(«Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических
неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую
ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует
фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно
произнёс звук [P], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя
звук [P], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень
хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой
структуре слово (милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и
это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ
воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того, чтобы дети на всех занятиях
говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель
должен своей очень чёткой,достаточно громкой и не торопливой речью задавать
тон.
Процесс нормализации речи и угасание
патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи
окружающих и своей собственной.
Естественно, что такая работа требует от
воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий