Индивидуальная работа с детьми
по заданию учителя-логопеда.
Индивидуальная работа по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, после дневного
сна. Воспитатель занимается индивидуально с
теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Такая тетрадь заполняется после
индивидуальной работы учителя-логопеда с детьми. Кроме того, логопед передаѐт в группу заполненные рабочие тетради тех детей, с которыми он занимался (для повторения
дома).
Очень важно, чтобы во время индивидуальной работы воспитателя с ребѐнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего
для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если
воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребѐнка, то
такая игра одновременно даѐт и обучающий эффект. Например, если у ребѐнка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или
нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью, - то сложить по образцу разрезанные
картинки или специальные
кубики и т. п.
Речевые игры с детьми лучше проводить в специально оборудованном
логопедическом центре. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут
отразиться лица ребѐнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь наглядный материал для закрепления произношения звуков [Р],
[РЬ]. [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Играя с ребѐнком, воспитатель обязан помнить,
что проговаривание всего
фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным
выделением закрепляемого звука голосом - произноситься утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребѐнка. Игра может быть продолжена лишь после того, как ребѐнок
всѐ скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель проговаривает громко,
чѐтко, медленно
и добивается того же от
малыша.
Кроме того, воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет их
ошибки не только во время непосредственно образовательной деятельности, но и
на протяжении всех режимных моментов и самостоятельной деятельности дошкольников. Причѐм, очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись
воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует повторять ошибки ребенка,
высмеивать его, так как это может
спровоцировать снижение его речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутости, отрицательного отношения
малыша к воспитателю, к обучению в целом. Варианты исправления
ошибок в речи детей во время непосредственно образовательной деятельности и вне ее отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то
из
них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один
из
ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребѐнка
и предлагает ему послушать правильный и неправильный
варианты сочетания слов
(«всех куклов» или «всех кукол», «без туфлѐв» или «без туфель», А затем спрашивает: «Как лучше сказать? ». И только потом просит повторить правильную
фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно
реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй! » или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь
об исправлении ошибок во время непосредственно образовательной деятельности. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки
невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, непосредственно образовательная
деятельность, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребѐнком общения, должна проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чѐткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе непосредственно образовательной деятельности должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку
ребѐнка
только тогда, когда большинство
детей не
смогли этого
сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребѐнок неправильно произнѐс звук [Р], воспитатель может
предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [Р], слова: стРоить, гоРка,
собиРать, игРать». Может случиться и так, что одному из детей очень хочется ответить, а воспитатель
заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер,
пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесѐт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребѐнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем
похвалить малыша за
старание. Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чѐткой,
достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон. Грамотная речь педагога является образцом
для воспитанников. Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны
только при повышенном внимании ребѐнка к речи окружающих и своей собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта и постоянной
изобретательности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий