Взаимосвязь работы логопеда
и воспитателя в
логопедической группе.
Консультация для воспитателей
Педагоги групп
по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится
к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена на нормализацию
всех сторон речи, моторики, психических процессов и
воспитание личности ребенка.
Занятия
воспитателя строятся с учетом очередной
темы, и
их
задачи соотносятся с задачами
логопедического занятия. Основную словарную
работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей необходимый
уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки
и конструирования.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои
просьбы, желания,
отвечать на вопросы красивым
полным
предложением.
При наблюдении
за объектами действительности воспитатель знакомит
детей
с новыми
словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации их в собственной речи
детей. Эта работа одновременно является и основной для проведения речевых упражнений
на логопедических занятиях и
способствует совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков.
Воспитатель обязательно поощряет ребенка в инициативе высказаться. Не
следует останавливать детей, подавляя их желание высказываться, а
наоборот, поддерживать инициативу, расширять
содержание разговора вопросами, создавать интерес к теме разговора у других детей.
Логопед в тесной
взаимосвязи
с воспитателями
работает над
ознакомлением
детей
с новыми
словами, уточнением
их значений и активизацией, подбирает лексический
материал по теме.
На подгрупповых занятиях логопед закрепляет технические умения и изобразительные навыки (раскрашивание), сформированные у детей
воспитателем.
Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, данных логопедом. Воспитатель должен
оказывать помощь логопеду во введении
поставленных логопедом звуков
в речь ребенка. Эта работа осуществляется
с помощью
потешек, скороговорок,
подготовленных логопедом.
Воспитатель должен
закреплять навыки по связной
речи с помощью стихотворений
и другого речевого материала подготовленных логопедом.
Воспитатель всем
содержанием своей работы обеспечивает полное
практическое знакомство с
предметами, с применением их в быту по
назначению. Логопед на своих занятиях углубляет словарную работу,
формирование у детей лексико-грамматических категорий, а в ходе
специальных упражнений обеспечивает их
сознательное применение в
речевом
общении.
Воспитателю необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и
тех, которые проводит логопед, так как правильное планирование занятий
воспитателя обеспечивает необходимое
закрепление материала в разных
видах деятельности детей;
- обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на
занятиях и в повседневной жизни;
- совместная
подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его);
- разработка общих рекомендаций
для
родителей.
Нужно напомнить
воспитателям:
• правилах и
условиях
проведения
артикуляционной гимнастики • необходимости ежедневных занятий
• индивидуальной
работе с
подгруппами детей, имеющими одинаковые
дефекты
• автоматизации уже поставленных звуков (проговаривание слогов, слов, фраз, заучивание стихотворений)
• контроле произношения
детьми уже поставленных звуков
во
время режимных моментов
Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель
под руководством логопеда активно участвует в коррекционной
работе.
Отличительной особенностью фронтальных
занятий воспитателя
в логопедической группе является то, что, кроме обучающих, развивающих, воспитательных задач, перед ним стоят и
коррекционные задачи.
Воспитатель обязательно присутствует
на
всех фронтальных занятиях
логопеда, делает записи; отдельные элементы логопедического
занятия он включает в свои занятия
по развитию
речи
и в вечернюю
работу.
Работа воспитателя по развитию речи во многих
случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и
мотивационную
базу
для формирования
речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит
познавательное занятие, лепку или
рисование по этой
теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения,
знакомит детей
с произведениями художественной литературы по данной
тематике.
После полдника воспитатель 30 мин
занимается
с детьми
по
заданию логопеда и проводит вечерние занятия
по
одному из видов учебной деятельности.
Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении
по
своей структуре и
функциональным
обязанностям
значительно отличается от
работы логопеда речевого сада. Это
связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный
процесс, а не
идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом
внутреннего расписания
ДОУ.
На логопункте воспитатели
лишены специализированного коррекционного часа для работы с
«трудными» детьми, и
должны выкраивать в своей работе время или
включать компоненты коррекционной помощи
в общеобразовательный
процесс своей
группы.
Воспитатель совместно с логопедом планируют занятия
по
развитию речи, обсуждают цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия
по
развитию речи.
Речевое развитие является определяющим в уровне интеллекта и культуры человека.
Правильная, грамотная речь – показывает,
готовы ли дети к
обучению в школе, смогут ли успешно освоить грамоту и
чтение. Правильно спланированные
занятия воспитателя и логопеда дает верное закрепление материала в
разных видах деятельности детей.
Такое взаимодействие
создает вокруг ребенка единую коррекционно-развивающую
среду.
Комментариев нет:
Отправить комментарий