Речевая готовность детей к школе
Ваш ребенок
готовится стать
школьником.
Для воспитания полноценной речи
нужно устранить все, что
мешает свободному общению ребенка с коллективом.
Ведь в семье малыша понимают
с полуслова и он не испытывает особых затруднений,
если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с
окружающим
миром расширяется.
Школьное обучение
предъявляет ребенку новые
требования к его речи,
вниманию, памяти.
Наиболее
значимым для ребенка семи лет
является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности
к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.
Перечислим их.
1. Сформированность звуковой
стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением
звуков
всех фонетических
групп. 2. Сформированность
фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного
языка).
Наличие у первоклассников даже
слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении
программ общеобразовательной
школы.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового
состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять
звуковые и смысловые
различия между словами; образовывать прилагательные
от существительных.
5. Сформированность грамматического
строя речи: умение
пользоваться
развернутой фразовой речью, умение работать
с предложением.
Также к началу обучения
в школе дети должны уметь: -строить
сложные предложения разных видов;
-составлять рассказы по серии картинок, небольшие
сказки;
-находить слова с определенным звуком;
-определять место
звука в
слове;
-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые
предложения на слова;
-членить слова на слоги (части) ;
-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т.
п.
-самостоятельно, последовательно передавать
содержание небольших литературных текстов;
-драматизировать небольшие произведения;
-уметь различать по
внешнему виду растения, растущие в данной местности;
-иметь представления о
сезонных явлениях природы; -знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут
преимущественно так, как говорят, поэтому
среди неуспевающих школьников младших классов
(в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с
фонетическими дефектами. Это
одна из причин возникновения дисграфии
(нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .
Школьники, у которых
отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся
хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы.
Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают
в письменных работах
ошибок, связанных
с недостатками звукопроизношения. Среди
этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии
устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму
и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических
ошибок.
Фонематические
и лексико-грамматические
нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители
их не замечают. Однако эти нарушения самым
серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной
программы.
Ни для кого не секрет, что
совместная деятельность родителей и специалистов
приносит более эффективный результат в
коррекционной работе.
Основная задача родителей в данный период
времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами
ДОУ, это
поможет предотвратить трудности
общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в
общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность
ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные
для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому
развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; - не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво
исправлять неправильное произношение;
- не заострять
внимание
на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять
позитивный настрой
ребенка на занятия с
педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого
окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто
родители не уделяют должного внимания
борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это
связано с двумя
причинами:
1) родители не слышат
недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что
с возрастом эти недостатки исправятся
сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы,
теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений.
Сверстники высмеивают
его, взрослые
постоянно делают замечания, а в тетрадях
появляются ошибки. Ребенок начинает
стесняться, отказываться
участвовать в праздниках.
Он
неуверенно чувствует
себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по
русскому языку.
В такой ситуации критические
замечания и требования говорить правильно не дают
нужного результата. Ребенку необходимо
умело и вовремя помочь.
При этом очевидно,
что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна
и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей
есть возможность ежедневно закреплять формируемые
навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога-
психолога, родителей удаётся
своевременно и качественно
помочь учащимся преодолеть
речевые нарушения, более
успешно овладеть программным
материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной
деятельности, сформировать
у учащихся с речевой патологией уверенность
в своих возможностях.
Желаем успехов!
Комментариев нет:
Отправить комментарий