РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. ФГОС ДО ориентировал педагогов на признание ценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека, когда особенно важно выявить и максимально раскрыть способности ребенка. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Дополнительное образование не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Целевые ориентиры в области современной педагогики дополнительного образования определяются процессами модернизации, суть которых изложена в стратегических федеральных документах. Одним из них для системы дополнительного образования является подпрограмма «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» проекта государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы». В этом документе определены приоритетные задачи развития сферы дополнительного образования детей, которыми названы повышение доступности услуг и обеспечение их соответствия изменяющимся потребностям населения.
Специалисты до сих пор сомневаются, развивает ли дополнительное образование или только создаёт перегрузки. Но сейчас современное дошкольное образование уже сложно представить без дополнительного.

Дополнительные образовательные услуги как платные, так и бесплатные организуются администрацией ДОУ совместно с коллективом педагогов и осуществляются посредством организации кружковой работы.

Основными задачами МБДОУ МО г. Краснодар «Детского сада № 108»  по оказанию дополнительного образования являются:

 -        формирование новых подходов к созданию развивающей среды;

 -        разработка гибкого режима, строго дозированной нагрузки на детей, создание комфортных условий для реализации дополнительного образования;

 -        совершенствование непрерывного образования;

 -        разработка содержания дополнительного образования, соответствующего современным требованиям;

 -        удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам.

Учитывая интересы дошкольников и запросы родителей по дополнительному образованию, на базе детского сада выбрали следующие направления:

 -        художественно-эстетическое развитие детей (студия анимации «Мультляндия», кружок  «Я люблю танцевать», изостудия «Я художник»);

 -        интеллектуальное развитие (обучение иностранному языку, кружок «Интеллектуальная карусель»);

 -        экологическое воспитание детей.

Организуя работу по дополнительному образованию детей, педагоги ДОУ учитывали:

 -        интересы детей к выбору кружка, секции, досуговых мероприятий;

добровольность выбора их детьми;

 -        возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

 -        решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

 -        ведущий вид деятельности, и выстраивание на его основе содержания дополнительного образования;

 -        создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности;

-        нормы нагрузки на ребенка.

Занятия по дополнительному образованию с дошкольниками проводится в отдельном помещении, которое имеет свою предметно-развивающую среду и вызывает у детей чувство новизны, неожиданности, интереса, творчества. Чаще используются разные формы работы с дошкольниками: игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, творческие задания, экспериментирование и др. Занятия ведутся с подгруппами (10–12 человек) 2 раза в неделю, во второй половине дня. Например, работа в анимационной студии с детьми построена на игровых приемах. Игры, игровые ситуации способствуют развитию активной художественно-творческой деятельности детей. При этом используются и соответствующие методы обучения выполнения творческих заданий в парах или индивидуально. Сотворчество педагога и детей способствует заинтересованности их художественно-творческой деятельностью, проявлению самостоятельности, активности.

Большую заинтересованность проявили родители и дети к студии анимации «Мультляндия».

 А вы когда-нибудь задумывались, что такое мультфильмы и как они связаны с нашей жизнью. А связь есть и очень сильная. Каждый новый мультфильм это история из жизни его создателя пережитая им или  его близкими и друзьями. Та история, которая оказала на него влияние. Именно поэтому не бывает мультфильмов для детей и взрослых, каждый мультик это не только захватывающая история, но и эмоциональная волна переживаний как положительных, так и отрицательных.

Мультфильм – это ожившая сказка, где на глазах ребёнка, любимые герои начинают рассказывать свою историю. Мультфильм – это возможность порадоваться и погрустить, испугаться и удивиться, задуматься. Мультфильм – это игра, в которую можно весело поиграть вместе с друзьями, попеть и станцевать и не важно, плохо это или хорошо делается, главное, что мультфильм даёт возможность почувствовать себя героем – рыцарем на коне или прекрасной принцессой. Очень часто думая так родители позволяют детям смотреть мультфильмы самостоятельно, не контролируя их эмоциональное состояние в данный момент. Но реакция юного зрителя может быть не предсказуемой даже на самый безобидный, казалось бы мультфильм. Взрослому легко понять сюжет мульт - сказки и разобраться в истине, но так ли легко это сделать ребенку. В силу своего развития и незрелости психики ребенок может не понять полутонов мультипликационного фильма. Очень часто дети перенимают модели поведения полюбившихся героев, при этом эти герой могут оказаться и отрицательными. Испугавшись при просмотре мультфильма у ребенка, постепенно могут резвиться страхи или агрессивное поведение. Зная все это, взрослые могут предотвратить нежелательные ситуации и помочь ребенку разобраться, достаточно четко знать какие мультики можно показывать вашему ребенку, а от просмотра каких нужно и воздержаться. Знакомя ребенка с новым мультфильмом, объясните ему, какие герои истории положительные, какие отрицательные, это поможет ему сформировать правильное эмоциональное отношение. Несмотря на все плюсы мультипликации, каждый родитель старается ограничить ребенка от телевиденья, но есть очень простой способ погрузить малыше в чудесный мир волшебства и без телевиденья. Создать чудо мультфильм можно совместно с ребенком и самостоятельно. Такой вид совместного творчества не только приятен, но и полезен для малыша. Огромное многообразие сюжетов из жизни вашего ребенка, будут ему куда понятней и приняты им эмоциональней, чем увиденное на экране. Создавая мультфильм, каким бы он ни был пластилиновым, кукольным, рисованным и т.д., вы будете способствовать развитию у него мышления, воображения, памяти, мелкой моторики и конечно речи.

В нашем детском саду идея создания студии анимации и появилась благодаря желанию помочь деткам с нарушениями речи. Сначала желающих было не так много, но постепенно когда дети увлеклись и поняли что создавать мультики самим интересней, чем просто смотреть готовый, желающих стало намного больше. И сейчас в нашей студии мы, играя с детьми, решаем важнейшие педагогические задачи. В группах дети учатся общаться, совместно решать встающие  перед ними проблемы. Дети не только сами выбирают персонажей истории, придумывают сюжет, но и самостоятельно планируют работу, при этом учатся отстаивать свою точку зрения и находить компромиссы. С точки зрения психологии, мы помогаем нашим воспитанникам справляться с их страхами, неуверенностью, повышаем их самооценку, формируем лидерские качества. Как учитель-логопед могу сказать, что дети, занимающиеся в студии год, делают значительные успехи и речевом развитии. Эффективность и успех нашей экспериментальной работы вдохновил наших педагогов на дальнейшее развитие этого вида  деятельности. В скором времени мы планируем подключить к работе нашей студии и родителей наших дошколят. Чем больше родители будут участвовать в жизни своих детей, тем легче им будет найти взаимопонимание, тем продуктивней будет и наша работа как педагогов.

Конечно, для успешной реализации образовательных услуг мы провели полный комплекс мер по их маркетингу, который предполагает действия:

-  изучение спроса на конкретные виды образовательных услуг;

-  анализ платёжеспособности родителей, установление цены;

-  анализ возможностей ДОУ (кадры, помещение, программы);

При введении дополнительных образовательных услуг тщательно продумали учебную нагрузку на ребёнка в течение дня с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Для этого составили единое по всему саду расписание, предполагая занятия после дневного сна.

Проведя всю подготовительную работу, мы сумели так организовать работу студии (да и других кружков нашего детского сада), что спектр услуг и их качество соответствовали современным представлениям о качестве дошкольного образования и были оптимальными.

В дальнейшем наш детский сад планирует продолжить работу в сфере дополнительных услуг. Учитывая запросы родителей и интересы детей, мы планируем открыть ряд кружков, которые позволят охватить всех воспитанников. Побуждать их к творчеству и способствовать раскрытию их индивидуальных особенностей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий