ПОЗНАВАТЕЛЬНО –
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами
радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и
ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Формирование у дошкольников исследовательский умений - важнейшая задача современной образовательной практики в рамках ФГОС. Современное общество и мир в целом стремителен и его развитие никогда не останавливается. Опираться на накопленный опыт и наработанные стереотипы постоянно недостаточно. Каждый человек должен вести активную исследовательскую работу и проявлять поисковую активность для приобретения собственного опыта и накопления знаний.
Основными принципами ДО в
соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных
интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств
дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности
детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
На данном этапе развития нашего
общества важное место в дошкольном образовании имеет познавательно –
исследовательская деятельность ребенка. Его поисковая активность и
любознательность вот на что должен делать акцент педагог в построении работы в
этом виде деятельности. Опыт ребенка накапливается и усваивается в результате накапливается
в результате общения с окружающим мире, взрослыми и сверстниками окружающими
его.
Детям свойственно познавать не только
внешние наглядные свойства, но и внутренние связи. Именно у дошкольников
формируется способность к обобщению, умозаключению и абстракции. Но надо помнить,
что такое познание формируется только в процессе активного взаимодействия с
предметами или явлениями, вследствие наглядно-образного мышления дошкольников.
Цель исследовательской деятельности это
конечно и развитие исследовательского
типа мышления и этому способствуют используемые в работе методы и приемы:
- наблюдения,
- опыты (экспериментирование),
- классификация,
- cравнение,
- анализ,
- моделирование.
В процессе
экспериментальной деятельности у ребёнка ярко проявляется интерес к
исследованию природы, развиваются мыслительные операции, проявляется
любознательность и стремление к познанию нового. В процессе экспериментирования ребенку
необходимо ответить на такие вопросы как: Как я это делаю? Зачем я это делаю?
Что хочу узнать?
Исходя из всего выше сказанного, в нашем
соду создаются благоприятные условия и среда для развития дошкольников в этом
направлении. В группах младшего возраста появились мини лаборатории, состоящие
из нескольких модулей.
ü Природный, включает в
себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди,
крупы и т.д.)
ü Рукотворный, включает в
себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла,
химические жидкости и т.д.)
ü Методический, включает в
себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности,
алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами
познавательной деятельности.
ü Сектор-материалы и
оборудования (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и
т.д.).
Материал подобран по определенному принципу:
- по задаче (например, моделирование, накопление
познавательного опыта через наглядность);
- по виду деятельности (экспериментирование,
преобразование);
- содержанию и тематике.
Принцип статичности – подвижности.
С одной стороны,
ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и,
следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может
изменять, вносить в среду новое в соответствии со своими интересами,
вкусами, настроением.
Принцип эмоционального благополучия и комфорта.
Содержание
материалов и оборудования, их размещение, должны вызывать положительные эмоции.
Принцип закрытости.
Развивающая
среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира предполагает
открытость природе, обществу и т.д.
Принцип универсальности.
Предусматривает
возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять
предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и
его размещение.
Многофункциональность.
Предполагает
возможность использования для решения различных задач организацию деятельности
детей.
Рациональность.
Предполагает
удобство подхода и свободный доступ к материалу, и его использование, как в
самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование
материала.
Лаборатория постоянно пополняется все новыми
материалами для экспериментирования. Большую радость, удивление и даже
восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают
у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Уже в
младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только
рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им
и т.п.
В старшем
возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание
воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска
объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого
цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.
Ценность
реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что
наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта
или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению
проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый
продукт.
Экспериментирование
как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной
картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им
окружающего мира.
Прослеживание
и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и
составляют задачу экспериментальной деятельности.
Вот уже
третий год наш детский сад является успешной площадкой STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Math), наиболее
полно соответствующее российскому термину «образование по естественно-научным и
техническим специальностям».
Первым шагом
на пути внедрения STEM-метода согласно отечественным и международным практикам
является поощрение любознательности и исследовательских навыков воспитанников
во время учебно-воспитательного процесса. Для организации подобных занятий
нашим воспитателям пришлось пересмотреть свой подход и функцию, сменив роль
воспитателя-авторитета на роль со-ученика, дать больше свободы маленьким
исследователям в наблюдении и обсуждении.
Экспериментальные модули, интегрированные в тематику образовательной
программы. Подготовка и проведение этих модулей требует наибольших усилий со
стороны педагога, однако дает наибольший эффект. Под пристальным взглядом
малышей оказываются вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты.
Экспериментируя с предметами, малыши узнают также все об истории и свойствах
бумаги, совершают путешествие в мир стеклянных предметов, узнают, что такое
легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Работа с каждым из
объектов строится по принципу описания его свойств методами эксперимента;
тренировкой и заучиванием новых, более сложных слов, характеризующих предметы и
их свойства. Модуль «Мультстудии» (который также успешно используется нашими
воспитанниками) позволяет собрать картотеку видео опытов проделанных детьми. В
дальнейшем мы планируем демонстрацию опытов в младших группах как
познавательный материал.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от
нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития
каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя
всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная
исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать
информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс
обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную
любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий