ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

   «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                                        В.А. Сухомлинский

     Формирование у дошкольников исследовательский умений  - важнейшая задача современной образовательной практики в рамках ФГОС. Современное общество и мир в целом стремителен и его развитие никогда не останавливается. Опираться на накопленный опыт и наработанные стереотипы постоянно недостаточно. Каждый человек должен вести активную исследовательскую работу и проявлять поисковую активность для приобретения собственного опыта и накопления знаний.

      Основными принципами ДО в соответствии Государственным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

    На данном этапе развития нашего общества важное место в дошкольном образовании имеет познавательно – исследовательская деятельность ребенка. Его поисковая активность и любознательность вот на что должен делать акцент педагог в построении работы в этом виде деятельности. Опыт ребенка накапливается и усваивается в результате накапливается в результате общения с окружающим мире, взрослыми и сверстниками окружающими его.

      Детям свойственно познавать не только внешние наглядные свойства, но и внутренние связи. Именно у дошкольников формируется способность к обобщению, умозаключению и абстракции. Но надо помнить, что такое познание формируется только в процессе активного взаимодействия с предметами или явлениями, вследствие наглядно-образного мышления дошкольников.

Цель исследовательской деятельности это конечно и развитие  исследовательского типа мышления и этому способствуют используемые в работе методы и приемы:

- наблюдения,

- опыты (экспериментирование),

- классификация,

- cравнение,

- анализ,

         - моделирование.

В процессе экспериментальной деятельности у ребёнка ярко проявляется интерес к исследованию природы, развиваются мыслительные операции, проявляется любознательность и стремление к познанию нового. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на такие вопросы как: Как я это делаю? Зачем я это делаю? Что хочу узнать?

     Исходя из всего выше сказанного, в нашем соду создаются благоприятные условия и среда для развития дошкольников в этом направлении. В группах младшего возраста появились мини лаборатории, состоящие из нескольких модулей.

ü Природный, включает в себя компоненты живой и не живой природы. (Вода, песок, камни, семена, желуди, крупы и т.д.)

ü Рукотворный, включает в себя компоненты созданные руками человека. ( Бумага, ткань, магнит, стекла, химические жидкости и т.д.)

ü Методический, включает в себя картотеки экспериментов, опытов, инструкции по технике безопасности, алгоритмы проведения опытнической деятельности, дидактические игры с элементами познавательной деятельности.

ü Сектор-материалы и оборудования (колбы, микроскоп, мензурки, шпатели, лупы, ложечки, пипетки и т.д.).

Материал подобран по определенному принципу:

- по задаче (например, моделирование, накопление познавательного опыта через наглядность);

- по виду деятельности (экспериментирование, преобразование);

- содержанию и тематике.

Принцип статичности – подвижности.

С одной стороны, ребенку обеспечивается возможность свободной ориентации в знакомой среде и, следовательно, надежности, уверенности и защищенности, а с другой – он может изменять, вносить  в среду новое в соответствии со своими интересами, вкусами, настроением.

Принцип эмоционального благополучия и комфорта.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, должны вызывать положительные эмоции.

Принцип закрытости.

Развивающая среда помогает понять разграничение внешнего и внутреннего мира предполагает открытость природе, обществу и т.д.

Принцип универсальности.

Предусматривает возможность самостоятельно или с помощью взрослого изменять предметно-пространственную среду, трансформируя как само оборудование, так и его размещение.

Многофункциональность.

Предполагает возможность использования для решения различных задач организацию деятельности детей.

Рациональность.

Предполагает удобство подхода и свободный доступ к материалу, и его использование, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности, многократное использование материала.

     Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.

В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности.

Вот уже третий год наш детский сад является успешной площадкой STEM-образование (Science, Technology, Engineering, Math), наиболее полно соответствующее российскому термину «образование по естественно-научным и техническим специальностям».

Первым шагом на пути внедрения STEM-метода согласно отечественным и международным практикам является поощрение любознательности и исследовательских навыков воспитанников во время учебно-воспитательного процесса. Для организации подобных занятий нашим воспитателям пришлось пересмотреть свой подход и функцию, сменив роль воспитателя-авторитета на роль со-ученика, дать больше свободы маленьким исследователям в наблюдении и обсуждении.

Экспериментальные модули, интегрированные в тематику образовательной программы. Подготовка и проведение этих модулей требует наибольших усилий со стороны педагога, однако дает наибольший эффект. Под пристальным взглядом малышей оказываются вода, семена, почва, воздух, растения и другие объекты. Экспериментируя с предметами, малыши узнают также все об истории и свойствах бумаги, совершают путешествие в мир стеклянных предметов, узнают, что такое легкая пластмасса и ткань, и о многих других предметах. Работа с каждым из объектов строится по принципу описания его свойств методами эксперимента; тренировкой и заучиванием новых, более сложных слов, характеризующих предметы и их свойства. Модуль «Мультстудии» (который также успешно используется нашими воспитанниками) позволяет собрать картотеку видео опытов проделанных детьми. В дальнейшем мы планируем демонстрацию опытов в младших группах как познавательный материал.

     Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий