Особенности
взаимодействия специалистов и учителя-логопеда в коррекционной
работе.
Консультация
для воспитателей
Полноценное развитие личности ребенка
невозможно
без воспитания у него
правильной
речи. Однако выполнение
этой
задачи связано с определенными
трудностями,
являющимися
следствием чрезвычайной сложности
самого явления речи.
Анализируя ситуацию,
которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень
заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную
часть из таких детей составляют
дети
5-6 -летнего возраста, не
овладевшие в нормативные
сроки звуковой культурой речи.
У детей отмечается
нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют основную
группу риска по неуспеваемости, несмотря на
то, что они имеют
полноценный слух и интеллект.
Формирование правильного произношения –
это сложный процесс.
Дефекты
звукопроизношения сами собой не
исчезают. Но при
благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Адекватные
методы, организационные формы работы с детьми, целенаправленное
воздействие на
детей способствуют преодолению имеющихся у детей
речевых дефектов.
Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется
строгой, продуманной системой, суть которой
заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса
и деятельности
детей.
Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход,
который направлен на нормализацию всех сторон речи,
развитие моторики и познавательных психических процессов,
воспитание
личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.
Задачи которые стоят перед специалистами:
Ø коррекционно-образовательтные
Ø коррекционно-развивающие
Ø коррекционно-воспитательные
Активно воздействуя на
ребенка
специфическими профессиональными средствами,
педагоги
строят
свою
работу
на основе общих
педагогических
принципов.
Комплексный
подход по коррекции нарушения
звукопроизношения обозначен двумя аспектами:
1. Сочетание
коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной
работы,
которая направлена
на нормализацию
всех сторон речи, артикуляционной моторики и
оздоровление организма в целом.
2.
Совместная работа невролога,
учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателей, музыкального руководителя,
инструктора
по
физическому воспитанию
и родителей.
Основная
цель коррекционной работы специалистов
ДОУ с детьми
– это развитие правильной, грамотной речи при подготовке
к обучению
в школе. В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И
практически каждая система использует дидактический принцип от простого к
сложному.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1.
Медицинское воздействие (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее
благоприятный фон для психотерапии и активной
логопедической работы.
2. Психотерапевтическое
воздействие (проводится на протяжении всей
логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают,
что он может, и
будет говорить
красиво и правильно; фиксируют
его
внимание на успехах в
речи, обязательно в
присутствии детей, воспитателей.
3. Работа учителя-логопеда. Коррекция
нарушенных звуков осуществляются на протяжении
регулярного, систематического курса занятий, с учетом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока
коррекционной работы. Индивидуальные
занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения
(подготовительный этап, постановка звука,
автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).
4. Работа педагога –
психолога направлена на
развитие
эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,
снятие эмоционального
напряжения детей. На занятиях специалист
осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи,
контролирует речь
детей,
делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом
этапа коррекции звукопроизношения.
5. Работа музыкального руководителя. Специалист на
занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и
мелкой моторики рук, активизации внимания,
воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве,
что
благоприятно влияет
на
формирование неречевых функций
у детей с речевой патологией.
На
занятиях
активно используются
музыкально-дидактические игры, упражнения на
различение музыкальных звуков по
высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на
автоматизацию
тех звуков, которые дети
изучают на логопедических занятиях с учетом
этапа
работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет
контроль за речью детей.
Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии
праздников и развлечений обсуждается с учителем
– логопедом.
6. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по физическому воспитанию использует
разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений,
умение управлять собой, на
снятие
общей скованности,
напряжения. Дети с
нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье
долгое пребывание
детей в сидячем положении.
Поэтому
необходимо уделять серьезное внимание
физической культуре.
Инструктор по физвоспитанию проводит
на занятиях упражнения
по
развитию правильного
физиологического и
речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит
упражнения
на координацию
речи
с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет
контроль
за
речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные
навыки с
использованием пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает
подражательность, формирует игровые
навыки,
совершенствует
просодические
компоненты речи.
С целью реализации
комплексного подхода в
коррекции речевого нарушения всех специалистов
намечены основные задачи, которые
включают в себя:
1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя,
инструктора по физическому воспитанию и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей
среды, стимулирующей
речевое и
личностное развитие ребенка.
3. Разработка
тетрадей взаимодействия со
специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.
Тетради взаимосвязи - со
всеми специалистами определили:
ü задачи работы специалиста
(музыкального руководителя, педагога-
ü психолога, инструкторов по физическому воспитанию);
ü рекомендации по коррекционной работе;
ü перспективное
планирование по формированию фонетической
стороны; приблизительные игры и упражнения для
каждого специалиста;
ü список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.
Формы работы:
ü Коллективные
ü Индивидуальные
ü Наглядные
ü Информационно - наглядные
ü Информационно - аналитические
Коллективные формы
работы:
ü Родительские собрания
ü Школа для
родителей
ü Клуб заботливых родителей
ü Взаимопосещения
ü Консультации
Индивидуальные формы работы:
ü Индивидуальные практикумы
ü Тетради
достижений
ü Беседа с родителями
ü Домашние логопедические тетради
Комментариев нет:
Отправить комментарий