Особенности взаимодействия специалистов и учителя-логопеда в коррекционной работе.

Консультация для воспитателей

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети
5-6 етнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного произношения это сложный процесс. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.
Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и деятельности детей.
Необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, который направлен на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию.
Задачи которые стоят перед специалистами:
Ø  коррекционно-образовательтные
Ø  коррекционно-развивающие
Ø  коррекционно-воспитательные
Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов.
Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:
1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.
2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и родителей.
Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с детьми
это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе. В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1. Медицинское воздействие едикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.
2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.
3. Работа учителяогопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).
4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального
напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.
5. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем – логопедом.
6. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры, направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи.
С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого нарушения всех специалистов намечены основные задачи, которые включают в себя:
1. Совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционноазвивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на основе комплексной диагностики.
Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили:
ü  задачи работы специалистаузыкального руководителя, педагога-
ü  психолога, инструкторов по физическому воспитанию);
ü  рекомендации по коррекционной работе;
ü  перспективное планирование по формированию фонетической стороны; приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста;
ü  список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.
Формы работы:
ü  Коллективные
ü  Индивидуальные
ü  Наглядные
ü  Информационно - наглядные
ü  Информационно - аналитические
Коллективные формы работы:
ü  Родительские собрания
ü  Школа для родителей
ü  Клуб заботливых родителей
ü  Взаимопосещения
ü  Консультации
Индивидуальные формы работы:
ü  Индивидуальные практикумы
ü  Тетради достижений
ü  Беседа с родителями
ü  Домашние логопедические тетради

Комментариев нет:

Отправить комментарий